Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Можно сказать, что четверть века отделяет нас от важнейшего исторического события в отечественной государственности - 12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по принятию Конституции РФ.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что выступая в качестве фундамента российской правовой системы, Конституция РФ заложила основы конституционного строя, влияющие на основополагающие принципы существования государства, его внутренней и внешней политики, системы государственного управления. Важность изучения Конституции РФ как основополагающего документа в системе российской государственности, постоянный анализ сущности и диалектики конституционного права, сравнительный и исторический методы изучения конституционного развития России и зарубежных стран с целью выработки наиболее оптимальных предложений по совершенствованию данной отрасли права напрямую связаны со становлением такого направления научного направления, как конституционализм. При исследовании предпосылок, условий и тенденций трансформации конституционных институтов объект конституционализма не ограничивается только формальными конституционными актами, но и опирается на анализ политических факторов.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с Конституцией, как источником права.
Предметом работы являются конституционные нормы, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение Конституции Российской Федерации как основного источника конституционного права.
Задачами работы ставится:
• исследовать Конституцию РФ как правовую основу российской цивилизации;
• определить место Конституции РФ в источниках конституционного права;
• дать характеристику Конституции РФ, как источника конституционного права;
• проанализировать воздействие российской Конституции РФ на источники права.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и библиографического списка.
1. Конституция РФ – основное значение и ее место среди источников права
1.1. Конституция РФ как правовая основа российской цивилизации
Конституция России 1993 г. выступает правовой основой современной российской цивилизации, закрепляя социально-экономический, политико-государственный строй страны, определяя ее культурно-историческую идентичность в глубокой исторической развертке, традиционные для россиян ценности, мировоззренческие установки, геополитический вектор развития страны. Уже в силу этого Конституция, будучи правовым актом, претендует еще на роль политико-идеологического, морально-этического регулятора, к тому же взыскующего отношение к себе как к сакральному тексту, своеобразной «правовой Библии». Только ведет она людей (способна вести) не к вере в Бога, как религиозные тексты, а к вере в справедливый земной порядок. Поэтому Конституция в ее идеальном предназначении есть канон гражданской или мирской (не религиозной) веры, предметом которой выступают названный порядок и возможность его достижения.
Цивилизационное измерение задают положения преамбулы Конституции, ее главы 1 «Основы конституционного строя», но в конечном итоге прямо или опосредованно на обеспечение цивилизационного выбора направлены все ее нормы. В этом смысле Конституция становится «площадкой», предназначенной для постановки на ней предельных вопросов бытия страны, народа, граждан: кто мы в мировом пространстве, каково наше место в многовековом токе истории, в чем наше предназначение, чье дело мы продолжаем и что это за дело?
Ответы на указанные вопросы в виде мировоззренческой позиции ведут к закладке национально-государственной идеологии, ядром которой (в идеале) выступает национальная идея. Такая идея представляет собой емкое и зачастую метафорическое выражение главных ценностей и целей страны, ее народа, имеющих основание в их истории и предполагающих свою реализацию в длительной перспективе посредством солидарных усилий многих поколений. Зачастую ее усеченный вариант формулируется как призыв, девиз, близкий к официальной символике.
Национально-государственная идеология служит вовлечению людей в великие дела и помогает разложить эту работу на значительное число поколений, обеспечивая преемственность усилий последних, с тем чтобы каждое поколение проходило свой отрезок пути, опираясь на сделанное до него и заботясь о том, что оно передаст потомкам. Ее сила не только и не столько в ее конституционном закреплении, сколько в улавливании и выражении в ней глубинных интересов и чаяний народа, действительных общемировых и национальных закономерностей и тенденций, а также и в ее способности доходить не только до сознания, но и до индивидуальных и коллективных чувств людей. Без этого такая идеология теряет свое стимулирующее значение.
Как соотносится мировоззренческое, в том числе политико-идеологическое, содержание Конституции России с нормой ч. 2 ее ст. 13, гласящей, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной? В любом случае эта норма не распространяется на конституционные идеологемы и уточняющие их мировоззренческие концепты. Приведенный запрет предполагает свое ограничительное истолкование. Он исключает придание иным (не закрепленным в Конституции) политико-идеологическим постулатам узкогрупповой направленности значения прямых властных регуляторов публичных отношений, как будто законодательно установленным. Такие постулаты не могут вводиться в законодательство как обязывающие людей к определенному мировоззренческому выбору. Исключено и их законодательное наделение статусом обязательной приоритетной основы законотворчества и реализации права, вообще жизнедеятельности общества. Те или иные идеологические учения (либерализм, консерватизм, коммунизм, др.) могут определять содержание правового регулирования, овладев умонастроениями соответствующих правотворцев, которые ориентируются на них в поиске законных и целесообразных решений. Названный запрет противостоит навязыванию обществу узкогрупповых (партийных) идеологических воззрений; он помогает в государственной политике ориентироваться на прагматизм, избегая идеологической зашоренности.
Реализация Конституции на всех ее направлениях (применение, исполнение, соблюдение, использование) предполагает при необходимости прямую или опосредованную опору на конституционную идеологию, в том числе в части выражаемого в ней цивилизационного выбора. Так, указанный аспект значим в деятельности Конституционного Суда, осуществляющего толкование Конституции, проверяемых им актов в широком культурно-историческом контексте, опирающегося при этом зачастую на положения преамбулы Конституции.
Однако главным участком выявления цивилизационного вектора Конституции является ее ценностно-доктринальное освоение в рамках программно-директивного регулирования, складывающегося на стыке нормативной и индивидуальной конкретизации конституционного текста. Так, утверждаемые Президентом, Правительством стратегии, доктрины, концепции, установки посланий Президента или возможных посланий Конституционного Суда Российской Федерации выступают в качестве средств программно-директивной конкретизации Конституции. Подобная конкретизация проводится и на законодательном уровне, выражаясь как в преамбулах законов, так и составляя предмет обособленного регулирования.
Программно-директивная конкретизация конституционных положений о цивилизационном выборе страны является развитием ее собственного программного характера. Данная конкретизация направлена на поиск и практическое воплощение таких установочных концептов, которые бы наиболее точно в конституционно заданных пределах выражали особенности российской цивилизации, стоящие перед ней вызовы и средства (механизмы) оптимального ответа на них.
Стратегии, доктрины, концепции призваны развернуть политико-идеологические концепты в сторону их практического применения в правовом регулировании. Таким образом, они выступают в качестве ценностно-смысловых оснований такого регулирования. Эффективность их совокупного действия зависит в том числе от их взаимосвязи. Ее усиление не обязательно предполагает их официальную систематизацию и выделение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
4. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // СЗ РФ. 1999. N 22. Ст. 2670;
5. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. N 1. Ст. 41; Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. N 26. Ст. 3378.
6. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 8-П // СЗ РФ. 2018. N 9. Ст. 1435;
7. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 14-П // СЗ РФ. 2018. N 15. Ст. 2238;
8. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 2-П // СЗ РФ. 2017. N 9. Ст. 1422.
9. Авакьян С.А. Гарантированное народовластие. Десять причин для конституционных реформ в России // Независимая газета. 2012. 16 октября.
10. Бабурин С.Н. Возвращение русского консерватизма. М.: Ин-т русской цивилизации, 2012. С. 78ю
11. Бондарь Н.С. Буква и дух российской Конституции: 20-летний опыт гармонизации в свете конституционного правосудия // Журнал российского права. 2013. N 11. С. 6.
12. Железнов Б.Л. А годы, как синие птицы... Казань, 2017. С. 19.
13. Зорькин В.Д.Буква и дух Конституции // Российская газета. 2018. 10 октября.
14. Избранные конституции зарубежных стран: Учеб. пособие / Сост. Б.А. Страшун. М., 2011. С. 338.
15. Кокотов А.Н. Конституция России 1993 года как правовая основа выбора страной цивилизационного пути // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 12. С. 9.
16. Кокотова Д.А. Современная российская амнистия в контексте идей Ч. Беккариа: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2017. С. 6, 12 - 14;
17. Нурмагамбетов Р.Г. Теоретико-правовой анализ нормативной основы механизма конституционного регулирования общественных отношений // Ленинградский юридический журнал. 2017. N 2. С. 76 - 83.
18. Осавелюк А.М. Конституция России в условиях глобализации // Lex russica. 2018. N 12. С. 57.
19. Степаненко А.С. Преамбулы конституций: традиции и современность // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 6. С. 3 - 4.
20. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией: Философские статьи. М.: Весь мир, 2011. С. 100.
21. Хабриева Т.Я. Конституция как инструмент правовых, социальных и политических преобразований // Журнал российского права. 2015. N 12 (204). С. 150 - 154.
22. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире. М., 2018. С. 8 - 15, 95 - 111.
23. Хлопов И.Е. Критический анализ Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 года N 21-П // Правоведение. 2016. N 2. С. 173.
24. Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России: Монография. М.: Норма; Инфра-М, 2015. С. 118.